1.2.3. Заговоры
Магическая природа заговоров. Слово и действие. Виды заговоров. Композиция и стиль.
Заговорами называются короткие прозаические словесные формулы, якобы обладающие особой магической силой, верным способом для достижения любых желаний. Заговоры в древности выполняли утилитарно-магическую функцию, были связаны с хозяйственно-бытовой деятельностью, личной и общественной жизнью человека и с народной медициной. В основе заговоров лежит вера в магическую силу слова. В сознании древнего человека заклинающий был властен над природой и людьми. Для этого он напрягал всю свою волю, требуя, чтобы произошло то, что им замышлено.
Хранителями и исполнителями заговоров были знахари и колдуны, а также пастухи, охотники и рыбаки. Пастухи с помощью заговоров стремились сохранить стадо от нападения дикого зверя, блуждания и болезней, рыбаки и охотники хотели сделать удачной рыбалку и охоту. Заговоры хранились в тайне, их нельзя было просто так передать первому встречному, иначе они теряли свою магическую силу и переставали действовать. Их можно было передать по наследству как особые тайные знания. «Знаткие» люди, как называли носителей заговоров, могли ими обмениваться. В более позднее время (начало ХХ века) на Дальнем Востоке зафиксированы и такие случаи, когда у знахарки, уезжавшей из села, община «покупала» заговоры, назначив ей преемницу.
Исполнялись заговоры в урочное время (на утренней или вечерней заре, глубокой ночью при свете луны), в определенных местах (на перекрестке дорог, у родника, реки, колодца, у раскрытой печи, в лесу, в пустынном месте). Нужно было заниматься заговорной практикой в уединении, чтоб никто не видел и не слышал. Произносили заговоры шепотом, они многократно повторялись с нарастающим ритмом, на одном дыхании. Сопровождалось исполнение особыми действиями: очерчиванием круга, сплевыванием, имитацией разных действий (например, «загрызанием» грыжи). Исполнение заговоров требовало точного соблюдения традиции.
Заговоры принято было делить на белые – на пользу и черные – во вред человеку. В основном сохранились белые заговоры. По тематике заговоры довольно разнообразны и составляют три основных группы. В первую входят заговоры хозяйственные: аграрные (связанные с земледельческим трудом, направленные на хороший рост зерновых, сохранение урожая); а также скотоводческие, пастушеские, пчеловодческие; охотничьи, рыболовные и промысловые.
Вторую, самую большую группу, составляют заговоры лечебные: от болезней людей и животных, от детской бессонницы, на то, чтобы кровь остановить, от порчи и сглаза и т.д. Обычно их практиковали одновременно с применением различных средств народной медицины (лечебные мази, травы, припарки, примочки). В третью группу входят заговоры, направленные на регулирование общественных и личных отношений между людьми: от несправедливых судей, злых начальников, от воров, клеветников, а также любовные «присушки» и «отсушки», с помощью которых в основном молодежь стремилась повлиять на любовные взаимоотношения.
В заговорах, особенно в лечебных и любовных, проявилась яркая черта раннего мышления. Болезни и различные душевные состояния (любовь, тоска и т.д.) представлялись конкретными существами или предметами, которые можно изгнать, вынуть из человека или наоборот вложить, ввести в него. В заговорах сильны элементы антропоморфизма. В виде антропоморфных образов выступают, например, болезни. Так, различные симптомы лихорадки представлены в образах двенадцати послушниц Ирода: Трясеи (от – трясти), Огнеи (огонь, жар), Ледеи (лед, озноб), Хрипуши, Глухеи и т.д.
Поэтика заговоров специфическая. У заговоров нет устойчивой композиции, но все же можно проследить основные композиционные части. Обычно заговор начинается с введения: «Господи, Боже, благослови, Христос» или «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». В зачине «белых» заговоров часто употребляется устойчивая заговорная формула: «Встану я, раб Божий, благословясь, пойду, перекрестясь». Далее идет повествовательная или эпическая часть, в которой выражается основная мысль заговора. В ней содержится обращение за помощью к силам природы (следствие анимизма) или к христианским святым (последующее влияние христианства).
Как следствие двоеверия в заговорах можно одновременно встретить и обращение к силам природы (например, к земле, воде, заре, солнцу, месяцу) как к могущественным живым существам, и обращение к Христу, Богородице, Архангелам и наиболее почитаемым святым. В эпической части содержится формула-заклятье («Гой еси, солнце жаркое, не пали и не пожигай ты овощ и хлеб мой, а жги и пали куколь и полынь-траву»), иногда ссылание болезни или несчастья в отдаленные и непроходимые места («За мхи, за колоды, за ржавые болота»). Заканчивается заговор закрепкой, которая должна закрепить сказанное, повысить его магическую действенность: «Будьте слова мои крепки и лепки. Ключ. Замок». Часто заговор заканчивается зааминиванием, как и в христианской молитве: «Аминь».
В зачине многих заговоров мы обнаружим влияние христианства. Поэтому многие заговоры начинаются словами: «Господи, Боже, благослови, Христос!» Или: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Закрепки также испытали влияние христианства: «Все мои слова, будьте благословенны, сильны и крепки, крепче и жестче и железа, и булату, и вострого ножа, и ногтей орлиных, и всех моих сильных и крепких слов. Казанская Богородица печать свою приложила златым своим перстнем. Всегда отныне и до веку. Замок камень. Аминь. Аминь. Аминь!»
Главным принципом создания заговоров является принцип образного параллелизма, основанный на анимистических представлениях наших предков. Он выражается в сравнении двух явлений или предметов. При этом подразумевается, что в результате такого сравнения один предмет должен магически воздействовать на другой, передавая ему свои свойства и качества. Например, в приворотном заговоре или присушке мы находим такую параллель: «. Красно солнышко . припекает пни, болота черные грязевые. Так бы прилегал раб Божий (имя парня) к рабе Божьей (имя)».
Наиболее часто в заговорах употребляются сравнения, иногда сразу несколько. Например, в присушке заговаривающий хочет, чтобы девушка тосковала по нему, как тоскует «мать по дитяти, корова по теляти, кошка по котяти, утка по утяти». Широко распространена гипербола: «И как стекаются реки к окияну-морю с тонучих гор, с дремучих лесов, со мхов и болот, и поточин, и с пахотных земель, и с лесных покосов, так бы приходил мой милой живот, крестьянский скот, сам с лесу домой». Довольно часто в заговорах употребляются сквозные эпитеты, прилагаемые к разным существительным, например: «. В белых рученьках держит белого лебедя, обрывает, общипывает у лебедя белое перо. ».
Для поэтического стиля заговоров характерно употребление повторов, которые дают возможность для максимальной детализации и конкретизации сказанного. Пример в заговоре от змеиного укуса: «Ты, змея Ирина, ты, змея Катерина, ты, змея полевая, ты, змея луговая, ты, змея болотная, ты, змея подколодная, собирайтесь у круг и говорите удруг, вынимайте нечистый яд от суставов, от полусуставов, от жил, от полужил, от полужилков, от тридевять суставов, от тридевять полусуставов, от черной шерсти, от белого тела, от чистой крови, от буйной головы». Повторы, по представлению заговаривающего, должны были значительно усилить воздействие заговора.
Из других видов повторения можно увидеть в заговорах палилогию – особый прием повтора в начале каждой последующей строки заключительных слов из строки предыдущей. Например:
На море на окияне, на острове на Буяне
Стоит бел-горюч камень.
На том камне лежат три камня,
На тех камнях стоят три гроба,
В тех гробах три доски,
На каждой доске три тоски.
Своеобразна ритмика заговоров – чередование интонационно сходных речевых отрезков. Ритмика выделяет заговоры из обычной разговорной речи, подчеркивает их необычную интонационную необычность, усиливает веру в силу их магического воздействия. По словам А.А. Блока, «Ритмическое заклинание гипнотизирует, внушает, принуждает». Иногда можно встретить и рифму. Вот пример заговора, любовной отсушки, в котором явственно ощущается ритмическая организованность заговора и видны элементы рифмы: «На море на окияне, на острове на Буяне стоит столб. На том столбе стоит дубовая гробница, в ней лежит красная девица, тоска- чаровница. Кровь у нее не разгорается, ноженьки не поднимаются, глаза не раскрываются, уста не растворяются, сердце не сокрушается. Так бы и у (имя) сердце не сокрушалося, кровь не разгоралася, сама бы не убивалася, в тоску не вдавался. Аминь».