Сценарий праздника Рождество «Святочные гадания»
Цель: приобщение детей к народным традициям.
Задачи:
-формировать познавательные потребности и интересы, активность;
— обогащать опыт ребенка, насыщать этот опыт новыми знаниями и сведениями об окружающем;
— воспитывать любовь к традициям русского народа и его культуре.
Участники: Хозяйка, Домовой Кузя, дети старшего дошкольного возраста.
Материал и реквизит: сундучок с записками, горшок с предметами для гадания, свечи, угощенье, моталки, золотая рыбка.
Звучит русская народная мелодия — Полянка (Воротики, выходит хозяйка)
Хозяйка: Добрый день вам и поклон, гости дорогие.
Собрались со всех сторон наши все, родные.
Я смотрю на ваши лица — хорошо, отрадно мне,
Словно я в огромной, дружной и приветливой семье.
Очень часто за событьями да за сутолокой дней
Старины своей не помним, забываем все о ней.
Хозяйка. Как же называются двенадцать дней после праздника Рождества Христова до Крещения?
Дети. Называются святками.
Хозяйка. Что же делали в святки?
Дети. Ответы детей
Хозяйка. Святочные развлечения — это хороводы, пляски, катание с горок, обильное угощение. Днём в это время гуляли, играли и веселились, а по вечерам собирались на посиделки, гадали или ходили ряжеными и колядовали. Даже сохранились такие пословицы: «Лето для старания, а зима — для гуляния!». Вот поэтому и мы забудем на время обо всех заботах и повеселимся от души!
Хозяйка. Ой, кто это ворчит, к нам торопится, спешит? Кто ты?
Домовой. (Голос из-за двери) Я Домовой. Про меня вы позабыли, на праздник не пригласили. Я обидется могу.
Хозяйка. Не обижайся, давайте пригласим все вместе: «Домовой, домовой, приходи ты к нам домой» (Хозяйка, вместе с детьми, зовёт несколько раз Домового)
Под муз появляется Домовой
Домовой. А вот и я, добрый день мои друзья!
Хозяйка. Мы тебе очень рады, правда, ребята? Проходи, садись к печке, здесь тебе будет уютно. Расскажи нам о себе.
Домовой. Так и быть расскажу. Слушайте!
Поёт од минус «Ах, вы сени, мои сени»
Я хозяйственный такой — добрый Кузя Домовой.
Поиграть с вами могу, всем испечь по пирогу.
Эх, раз, ещё раз, Кузя спляшет вам сейчас!
Чтобы в доме был покой, рад стараться Домовой.
Чтобы мир был и лады — охраняю от беды.
Эх, раз, ещё раз, Кузя спляшет вам сейчас!
Хозяйка.
Мы всё узнали о тебе, Кузя поиграй с нами.
Игра «Домовой» М. Ю. Картушиной (Дети встают в круг, и, взявшись за руки, двигаются по кругу под песню)
Мы пришли играть с тобой.
Что умеешь делать ты,
Нам скорее покажи,
А мы будем повторять и отгадывать.
Домовой в центре круга выполняет соответствующие движения: варит кашу, чешет котёнка, печёт пироги, гладит котёнка…
С окончанием пения дети останавливаются и повторяют движения, которые им показывает Домовой и отгадывают, что он делал
Хозяйка. Домовой с нами играл, но, наверное, устал.
Домовой, посиди, на ребят погляди.
А мы тебя повеселим, позабавим, рассмешим, да про гаданья святочные расскажем.
Звучат Рождественские мелодии.
Хозяйка. Святочные гадания – это старинная, языческая традиция. Святки – приходятся на две недели от 6 января до Крещения (то есть до 19 января). И это лучшее время для гадания.
Больше всего гадания ждали молодые девушки, чтобы узнать свое будущее и узнать имя суженого, но от гадания в эти волшебные и таинственные дни мало кто удерживается. Народные приметы в гаданиях очень разнообразны: их проводят на вещах, на деньгах, на кофе и зеркалах, гадают по свечам, снегу, по воску, по часам и кольцам, и так далее.
Гадали обычно по вечерам, когда собирались на посиделки. Сейчас, правда, в самом разгаре зимний день, но давайте-ка мы всё же погадаем с вами вместе!
Хозяйка. Без гаданья, что за Святки! Погадаем-ка, ребятки!
Гадание по профессиям «Кто кем будет?» для детей (в мешочке лежат следующие предметы):
1. Ножницы детские – парикмахер
2. Сантиметр – портной
3. Книжка – писатель, учёный
4. Музыкальный инструмент – музыкант
5. Краски – художник
6. Градусник – врач
7. Машина – водитель
8. Монета – бухгалтер, кассир, банкир
Хозяйка. Что вытянули, то и сбудется! А что сбудется, не минуется!
На Святки обычно гадали девушки. Они хотели узнать, когда выйдут замуж. Как будут звать жениха. Для этого они выходили на улицу и бросали валенки за ворота — куда валенок укажет, там и жених живёт
— А хотите девочки погадать, да судьбу свою узнать?
Раз в крещенский вечерок
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали… (В. Жуковский «Светлана»)
Игра «Весёлый башмачок»
Дети стоят в двух кругах, идут по кругу, напевая песенку — гадалку
Мой весёлый башмачок
Становись на каблучок
С кем плясать мне, расскажи,
Я бросаю, раз, два, три!
На ориентире, под ногами девочек лежат башмачки. Дошедший до ориентира ребенок кидает башмачок за спину, в соседний круг. Те участники хоровода, около которых упали башмачки, выходят в общий круг на веселую пляску.
Динамическая пауза с элементами гадания «Хоровод»
Все дети выстраиваются в большой хоровод и медленно идут по кругу. Водящему, по очереди девочка или мальчик, завязывают глаза и дают в руки красивый платочек. Он ходит по кругу в противоположном хороводу направлении и выбирает, кому подарить платочек, т. е. кого выбрать, и выбранный становится водящим. Если водящая девочка – вперед круга выступают мальчики и, наоборот.
Ходи, ходи, хоровод,
Не назад, а вперёд! По кружочку я пойду,
Да судьбу свою найду! Выбирай, выбирай,
Да смотри не прогадай!»
Водящий отвечает словами:
Все собою хороши,
Выбираю для души! (платочек передаёт выбранному человеку)
Домовой. Мне так понравились ваши гадания. А хотите я вам погадаю. У меня есть волшебный горшочек, в котором я варю кашу.
Гадание в горшочках
Горшочек с вершочек,
Скажи нам, дружочек,
Что сбудется, станется
Плохое пусть останется.
• Монета — в новом году будет много денег
• Смайлик — год будет веселым, ждет много праздников
• Украшение — в этом году будет
• Лента-к долгой счастливой жизни
• Пуговица — жить в большой семье
• Гвоздь — на пороге гость
• Прищепки — к новым друзьям
• Колечко — сейте, мужики, пеките пироги! К тебе гости, ко мне женихи!
• Полотенце – дорога, путешествие.
• Книга – будешь ты учен, знанием силен
• Прихватка – хорошая хозяйка
• Кукла – пополнение в семье
• Мяч – будешь спорт любить, все рекорды бить
• Булка – достаток в доме
• Пуговица – жить будешь в семье счастливой жизнью
• Рукавица – к холодной зиме
• Конфета — весь год ждет сладкая жизнь
Ведущая: Гадания гаданиями, но наши предки понимали, что если сидеть дома и гадать, то исполнения мечты можно ждать долго. И они переходили от слов к делу! Знаете ли вы, друзья, что на Руси во время святок устраивались смотрины? У церковных оград собирались девушки в своих лучших нарядах, и по их нарядам парни могли сделать выводы о том, какие они рукодельницы. Ведущая вызывает девочек для участия в конкурсе рукодельниц.
Участницы должны «нарядить» своих подружек — для этого им выдаётся коробка с реквизитом (разные ленточки, шапочки, искусственные цветы и т. п.). Зрители выбирают трёх победительниц, которые получат небольшие призы.
Ведущая: Ай да красавицы, да рукодельницы! Спасибо вам за участие.
Игра «Моталки»
Раз- два, раз- два, начинается игра!
На концах веревок палки,
Посреди веревок рыбка.
Ты мотай веревку шибко.
Тот, кто первым намотает,
Тот и рыбку получает,
Рыбку не простую,
Эта рыбка в новый год,
Много счастья принесет.
Игра проводится с несколькими парами детей.
Хозяйка. Говорят, что в эти дни, что ни пожелается,
Все тот час произойдет, все тот час сбывается.
— У меня в руках волшебная свеча желаний. Ребята и взрослые, загадайте каждый свое желание. И ваше желание обязательно исполнится. Только желание должно быть добрым и светлым. Я надеюсь, что эта свеча зажгла искорку счастья, доброты и любви друг другу.
Всем спасибо от хозяйки
За улыбки и за смех
И за игры, за гаданье
Благодарю вас всех! (выносит угощенье, угощает всех детей)
Будьте же здоровы и счастливы, дорогие друзья!
Используемая литература
1. Боронина, Е. Г. «Оберег». Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду. – М. : Владос, 1999.
2. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М. : Просвещение, 1981. – 240 с., нот. – (Б-ка воспитателя дет. сада).
3. Дзержинская, И. Л., Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. (из опыта работы) – М. : Просвещение, 1985 — 160c., нот.
4. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. – М. : Просвещение, 2004,. – 223с. — ISBN 5-09-014666-7.