Особенный день: шарики – планеты и другие приметы сочельника
Сочельник, или канун Рождества Христова, особенный день. Даже далекие от православия люди слышали, что «до первой звезды нельзя», про сочиво и про колядки. И что и именно в этот день верующие наряжают елку. Также рождественскому сочельнику всегда приписывали мистические свойства, и считалось, что гадание на любовь в ночь перед Рождеством – самое верное.
Вообще-то, строго говоря, сочельников в православии два, 6 и 18 января, дни накануне праздников Рождества и Крещения. А название у них взялось от слова «сочиво», это праздничное обрядовое блюдо из риса или пшеницы с медом и сахаром. Собственно, оно очень похоже на кутью, которую едят на поминки, только в сочиво кладется больше сладости, оно может содержать орехи и сухофрукты.
Несовпадение даты православного Рождества с католическим и протестантским, а также сам Новый год, который в нашей стране принято отмечать за неделю до Рождества, разумеется, приносит массу неудобств верующим, особенно детям. Всюду наряжают елки, дарят подарки, Деды Морозы веселят народ. А дома праздновать еще никто и не думает…
Такое несовпадение дат праздника произошло из-за того, что в XVI веке восточная церковь не признала реформу календаря папы римского Григория XII. И продолжала использовать юлианский календарь, принятый еще Юлием Цезарем. К XXI веку разница между двумя системами летоисчисления составила 14 дней. После революции 1918 года наша страна все-таки перешла на григорианский календарь. Но церковь по-прежнему использует юлианский. Так поступили не все православные страны, некоторые празднуют Рождество 25-го. Но, все-таки, 7 января, как и в России, Рождество отмечают в Грузии, Сербии, православные Польши и Иерусалима.
Наряжать елки, строить вертепы, развешивать еловые лапы и венки в храмах начинают не обязательно 6 января. Там, где работы много, могут приступить к украшению и раньше, 3-5 января. Ель как рождественское дерево олицетворяет мироустройство, космос. Шарики это планеты, фигурки ангелы, свечки или огоньки на елке — звезды. А на вершине сияет, конечно, Вифлеемская звезда, которую в советское время изобретательно заменили на красную рубиновую.
Знаменитый 40-дневный пост перед Рождеством не все и не обязательно держат очень строго. Есть жизненные обстоятельства, люди могут болеть, и все это понимают. Но, хотя бы в последнюю неделю, а это именно в это время бушуют светские новогодние праздники, прихожан в храмах просят не вкушать мясо и сладости, не употреблять алкоголь, не предаваться увеселениям.
Полностью разгрузочный сочельник 6 января это тоже миф – священники просят не есть ночью после 21 часа. А до того, наоборот, необходимо как следует подкрепиться, ведь еще надо отстоять Рождественскую службу. Но только постной едой. То же сочиво разрешено в умеренных количествах съесть после утренней литургии.
И, наконец, по окончании поста первым едят снова сочиво. Кстати, «после первой звезды» означает, что в храм уже принесли свечу, символизирующую Вифлеемскую звезду. Так что, никто не сидит голодный и не ждет звезду с неба, как некоторые думают.
Вот после этого, наконец, можно начинать праздновать. Но и стол верующего на Рождество отличается от обычного новогоднего. У православных на Рождество обычно готовят 12 блюд: рыба, салаты, блины, супы. По традиции, большинство из них тоже постные. Алкоголь за столом традиционно не употребляют, принято пить компоты, взвары, морсы.
На Рождество не венчают, не крестят детей. Есть также поверье, что дети, зачатые в эту ночь, неугодны Господу. В народной традиции также существовало масса запретов на Рождество. Нельзя шить, и вообще лучше избегать острых предметов, а хлеб или пирог порезать заранее. Непосредственно 7-го и в ночь на Рождество, нельзя готовить и делать уборку – об этом нужно позаботиться загодя.
С другой стороны, начинаются мистические святки – так называется период от рождественского сочельника до крещенского, от 6 до 18 января. И хоть официальная церковь, конечно, гадания не одобряет, в эти дни на такую традицию смотрит сквозь пальцы. Святочные гадания с гребешком, с зеркалом и свечой, на иголках и прочее всегда считались самыми «приворотными», сильными и верными.
Некоторые этнографы связывают обычай гадать в эти две недели с зимним солнцеворотом, когда, задолго до прихода христианства, проводились похожие языческие обряды. Время зимнего и летнего солнцестояния, последнее известно, как Иван Купала, считалось периодом, когда границы между мирами особенно проницаемы. Отголоском этих же обрядов считается обычай колядовать на Рождество, надевать маски и шубы мехом навыворот и петь в таком виде колядки. Хотя, за прошедшие века тексты этих песен тоже сильно поменялись, теперь они все связаны с Рождеством.