Брошюра «Гадания в балладе В.А.Жуковского «Светлана»
Для данного гадания выбирали какое-нибудь темное, уединённое помещение, в котором на стол ставили зеркало, а перед ним зажженную свечу. Гадающая девушка садилась за стол и смотрела через свечу в зеркало, где старалась увидеть своего суженого, произнося: «Суженый, ряженый покажись мне в зеркале!» При этом нужно было очертить зажжённою лучинкою круг , не оглядываться и зачурать гостя, чтобы избежать затянувшегося визита: «Чур меня! чур моего места! чур моей загадки!»
Составители: Молодцова Оксана,
Герасимова Дарья, обучающиеся 6 класса
МКОУ «СОШ с. Быстровка»
«Раз в крещенский вечерок…»
(Гадания в балладе В.А.Жуковского «Светлана»)
«За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали…».
Девушки выходили во двор, снимали с левой ноги башмак и кидали его за ворота на улицу, чтобы узнать, где живёт суженый, а потом смотрели, в какую сторону он обращен носком. Куда ляжет носком, в ту сторону будет отдана замуж кидающая. Если же башмак лежал носком к воротам, из которых его выкинули, это означало, что в наступившем году девушке суждено жить дома и не выходить замуж.
«В чашу с чистою водой клали перстень золотой, серьги изумрудны, расстилали белый плат и над чашей пели в лад песенки подблюдны…»
Во время святочных вечеров одним из самых распространенных было подблюдное гадание. Девушки собирались в какой-нибудь избе, складывали свои кольца или любой другой предмет («перстень золотой, серьги изумрудны») в блюдо, наполненное водой, («чашу с чистою водой») , накрывали его платком («расстилали белый плат») и исполняли специально предназначенные для гадания песни («над чашей пели в лад песенки подблюдны») . После каждой такой песенки блюдо встряхивали, украшения перемешивались, и одна из девушек, пытаясь узнать свою судьбу, наугад вынимала из блюда одно из них. Если оно принадлежало гадальщице, это говорило о том, что слова песни сбудутся; если же украшение было чужим, то и слова песни к ней не относились.
«Ярый воск топили…»
Гадание на воске было очень употребительным во время святочных вечеров. Оно совершалось следующим образом. Растапливали воск и вливали его в стакан с холодною водою. Затем сведущий в гадании человек (обычно старая нянюшка или ворожея) делал предсказания по образовавшимся фигуркам: нечто похожее на церковь означало венчание, на яму или пещеру — смерть.
«Снег пололи…»
Гадание проводят несколько девушек в полночь на перекрестке дорог. Та, на которую будут гадать, встает в центр перекрестка, другая обегает ее три раза против движения солнца с приговором: «Щурово место!». Затем девушка в круге садится и расстилает подол одежды на снегу. Ее подруга пяткой левой ноги кидает снег в подол сидящей, приговаривая: «Я полола, полола снежок на собачий следок. Взлай, взлай, собачка, где женишок». Сидящая девушка встряхивает снег, нападавший в подол, после чего берет его горстями и бросает через левое плечо со словами: «Полю, полю снег на собачий след, взлай, взлай, собачка, у свекра на дворе, у свекрови под шестком, а у ладушки под кроваткой». Все замолкают и прислушиваются, откуда раздастся лай. Где собака залает, туда девушка замуж и выйдет. Если лай раздался хриплый, муж будет старым, а если звонкий – молодым.
«Под окном слушали…»
Для этого гадания девушки ходят слушать под окна чужих домов и, внимая характеру разговора, веселого или скучного, предрекают себе такую же жизнь в замужестве. Интересно, что в наше время в городах этот вид рождественского гадания трансформировался соответственно месту действия, и теперь девушки подслушивают не под окнами домов, а под дверями соседских квартир.
«Кормили счётным курицу зерном…»
«…кормили счетным курицу зерном…» — так говорится о другом гадании у Жуковского. Это гадание проще. Кучу зерен предварительно пересчитывали. Давали курице немного поклевать — после этого зерна снова пересчитывали. Если их остаток оказывался «парным», т.е. делился надвое, девушка считала, что в грядущем году будет «парой» — выйдет замуж.